ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности

220600 - Организация и технология защиты информации

Вводится в действие с даты утверждения


  1. Общая характеристика специальности 220600 - Организация и  технология защиты информации . 
    1. Специальность утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.94 г. N 180.
    2. Квалификация выпускников - математик, нормативная длительность освоения программы при очной форме обучения - 5 лет 6 месяцев.
    3. Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника.
      1. Место специальности в области науки и техники.

      Организация и технология защиты информации - область науки и техники, охватывающая совокупность программно-аппаратных, криптографических и организационно-правовых методов и средств обеспечения безопасности информации при ее обработке, хранении и передаче с использованием современных информационных технологий.

      1. Объекты профессиональной деятельности.

      Объектами профессиональной деятельности выпускника по специальности 220600 - Организация и технология защиты информации являются: защищенные компьютерные системы и средства обработки, хранения и передачи информации; органы защиты информации; математические модели процессов, возникающих при защите информации.

      1. Виды профессиональной деятельности.

      Математик по специальности 220600 - Организация и технология защиты информации в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

        • производственно-технологическая;
        • организационно-управленческая;
        • экспериментально-исследовательская.
  2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших  обучение по программе математика по специальности 220600 - Организация и технология защиты информации.
    1. Общие требования к образованности математика.

      Математик отвечает следующим требованиям:

      • знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
      • знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;
      • имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций;
      • способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование расчитано на реализацию выпускником в полном объеме через 10 лет);
      • имеет представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;
      • владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;
      • умеет организовать свой труд, владеет основами проведения научных исследований в сфере его профессиональной деятельности, в том числе с применением средств вычислительной техники;
      • умеет применять математические методы анализа и синтеза сложных компьютерных систем, строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных ситуаций, осуществлять их качественный и количественный анализ;
      • способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
      • понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
      • способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;
      • готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений;
      • методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

    2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам.
      1. Требования по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.

      Требования к знаниям и умениям выпускников соответствуют Требованиям (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины", утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 года и опубликованным в бюллетене Госкомвуза России N 11 за 1993 год.

      1. Требования по математическим и общим естественно-научным дисциплинам.

        Математик должен:

        в области математики и информатики:

        иметь представление:

        • о математике как особом способе познания мира, общности ее понятий и представлений;
        • о математическом моделировании;
        • об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;
        • об архитектурных особенностях современных ЭВМ;
        • о возможностях современного программного обеспечения;

        знать и уметь использовать:

        • основные понятия и методы математического анализа, геометрии, алгебры, теории функций комплексного переменного, информатики, физики, теории вероятностей и математической статистики;
        • математические модели простейших систем и процессов в естествознании и технике;
        • вероятностные модели для конкретных процессов и явлений, проводить необходимые расчеты в рамках построенной модели;

        иметь опыт:

        • формализации поставленных задач и построения математических моделей; оценки пределов применимости полученных результатов;
        • использования математических методов для решения задач анализа количественных и качественных отношений объектов;
        • использования основных приемов обработки экспериментальных данных;
        • программирования и использования возможностей вычислительной техники и программного обеспечения;

        в области физики, экологии:

        иметь представление:

        • о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции;
        • о фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего развития;
        • о дискретности и непрерывности в природе;
        • о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот;
        • о динамических и статистических закономерностях в природе;
        • о вероятности как объективной характеристике природных систем;
        • об измерениях и их специфичности в различных разделах естествознания;
        • о фундаментальных константах естествознания;
        • о принципах симметрии и законах сохранения;
        • о соотношениях эмпирического и теоретического в познании;
        • о состояниях в природе и их изменениях со временем;
        • об индивидуальном и коллективном поведении объектов;
        • о времени в естествознании;
        • об особенностях биологической формы организации материи, принципах воспроизводства и развития живых систем;
        • о биосфере и направлении ее эволюции;
        • о взаимодействии организма и среды, сообществе организмов, экосистемах;
        • об экологических принципах охраны природы и рациональном природопользовании, перспективах создания не разрушающих природу технологий;
        • о новейших открытиях естествознания, перспективах их использования для построения технических устройств;
        • о физическом моделировании;

        знать и уметь использовать:

        • основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статистической физики и термодинамики, экологии;
        • методы теоретического и экспериментального исследования в физике;
        • уметь оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов естествознания.
      2. Требования по общепрофессиональным дисциплинам.

        Математик должен:

        иметь представление:

        • о современном уровне развития технологий обработки, передачи и хранения информации;
        • об основных законах и принципах, лежащих в основе работы электронных устройств;
        • о физической сути явлений, происходящих в аппаратуре при обработке, передаче и хранении информации;
        • о конструкции и основных характеристиках электронных устройств;
        • об элементной базе и программно-аппаратных платформах современной вычислительной техники;
        • о международных и национальных стандартах в области взаимодействия открытых систем и систем передачи информации
        • о современных системах и сетях связи;
        • об основах обеспечения безопасности жизнедеятельности в промышленности и защите населения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, о правовых и социально-экономических аспектах безопасности жизнедеятельности;
        • о технологиях и методах принятия управленческих решений;

        знать и уметь использовать:

        • основные понятия и методы математической логики и теории алгоритмов, теории передачи информации, теории кодирования;
        • основы проектирования и функционирования сложных компьютерных систем передачи и обработки информации;
        • методы разработки эффективных алгоритмов решения прикладных задач;
        • современные методы функционального, логического, объектно-ориентированного и визуального программирования;
        • современные средства разработки и анализа программного обеспечения на языках высокого уровня и на ассемблере;
        • операционные системы современных ЭВМ;
        • современные средства вычислительной техники;
        • современные программные средства систем и сетей связи;

        иметь опыт:

        • написания прикладных программ на языках высокого уровня и ассемблере;
        • анализа математических моделей с использованием вероятностно-статистических, аналитических и экспериментальных методов;
        • исследования и анализа основных типов и форматов представления и преобразования информации при ее обработке, передаче и хранении в современных электронных системах.

      3. Требования по специальным дисциплинам.

        Математик должен:

        иметь представление:

        • о методологии и технологии комплексной защиты информации;
        • о концептуальных моделях составления, распределения, обработки, исполнения, использования и хранения конфиденциальных документов в различных организационных структурах и с использованием различных технологических систем;
        • об источниках и способах воздействия угроз на объекты информационной безопасности страны;
        • об организации системы информационной безопасности в нормальных и чрезвычайных ситуациях;
        • о правовых и нормативных актах, определяющих систему защиты информации в государстве;
        • о принципах защиты интеллектуальной собственности и авторского права;
        • об основных организационных и технических мероприятиях, используемых для противодействия технической разведке;
        • об основных понятиях и методах теории автоматов, теории графов, комбинаторного анализа, их применении к исследованию дискретных устройств;
        • о тенденциях развития компьютерных систем в нашей стране и за рубежом;

        знать и уметь использовать:

        • программное обеспечение современных вычислительных сетей;
        • системы управления базами данных;
        • средства автоматизированного проектирования баз данных;
        • принципы и методы организационной защиты информации в различных сферах деятельности государства;
        • принципы построения современных систем защиты информации в компьютерных системах;
        • руководящие документы по оценке защищенности компьютерных систем;
        • методы проведения анализа надежности системы защиты информации в компьютерных системах;
        • принципы построения современных криптографических систем;
        • методы криптографического анализа типовых криптографических алгоритмов;
        • стандарты в области криптографической защиты информации;
        • основные правовые понятия по проблемам информационной безопасности и защиты информации;

        владеть:

        • основами программирования для разработки приложений в различных операционных средах, включая системы управления базами данных и сетевые операционные системы;
        • методами проектирования архитектуры сети и выбора комплекса программно-аппаратных средств функционирования сети и анализа эффективности ее эксплуатации различными категориями пользователей;
        • современными методами анализа и формализации информационных объектов и связей между ними при проектировании баз данных;
        • методами разработки эргономичного программного обеспечения с высоким уровнем надежности;
        • методами анализа программного обеспечения с использованием необходимых отладочных средств, автоматизированных систем тестирования и моделирования среды функционирования;
        • методами разработки и исследования моделей надежности и безопасности компьютерных систем;
        • методами выбора необходимых технологий и средств защиты;
        • методами организации деятельности подразделений защиты информации;
        • методикой разработки нормативно-методических документов по организационной защите информации;
        • методами определения организационных и технических каналов утечки информации.

Дополнительные требования к специальной подготовке математика определяются высшим учебным заведением с учетом особенностей специализации.

Составители:

Институт криптографии, связи и информатики Академии ФСБ РФ

Главное управление образовательно-профессиональных программ
и технологий Госкомвуза России

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель Директора ФСБ РФ

Заместитель Генерального директора ФАПСИ при Президенте РФ

Заместитель Директора СВР РФ

Hosted by uCoz